Связь в подземелье

Еще совсем недавно, каких-то лет пять назад, качество сотовой связи в метро оставляло желать лучшего. Сегодня абоненты могут позвонить, отправить  SMS или порыться в мобильном Интернете практически на любой станции столичной подземки. Более того, до конца этого года на всех без исключения станциях будет доступна услуга бесплатного Wi-Fi. Так что вполне можно сказать, что абонент во время путешествия под землей может быть всегда на связи тем или иным образом. И метро действительно превращается в огромное телекоммуникационное пространство с огромным потенциалом развития.

Как крутятся гайки: взгляд изнутри

Сегодня воспользоваться услугами сотовой связи в столичном метро могут только абоненты операторов Большой тройки – МТС, Билайн, МегаФон. Покрытие уже обеспечено на подавляющем количестве станций. При этом статистика по охвату станций сотовой связью выглядит следующим образом: на первом месте Билайн, следом за ним МТС и завершает тройку МегаФон.

Оснащение сотовой связью изначально происходило по принципу – «без обрывов». Спускаясь по эскалатору, мы не раз замечали белые прямоугольники и все время гадали, что они из себя представляют. Это не какие-нибудь пожарные или иные датчики, а именно базовые  станции сотовой связи. Таким образом, по их наличию, можно определить, есть ли сотовая связь. Такие же базовые станции часто располагаются и посередине станций большого размера, как например Арбатская (Таганско-Краснопресненская линия). Мы часто их не замечаем, поскольку они виртуозно встроены в архитектурный облик, как того требуют правила.

Сколько люди ни ездят на метро, всегда возникают вопросы к качеству связи: почему происходят ее обрывы или она вовсе отсутствует? Почему нет полноценного покрытия в тоннелях? Боимся, что в обозримом будущем все они так и останутся, поскольку вопрос качества лежит не в области оборудования, а физических свойствах радиоволн и принципах строительства метро.

Да, на некоторых перегонах, как например, между Партизанской и Семеновской есть устойчивый сигнал 3G (МегаФон), впрочем, как и на некоторых других, но связано это с тем, что тоннели здесь имеют малую кривизну, а спуски и подъемы незначительны. Та же ситуация с кольцевой линией метрополитена. Чем более искривленный тоннель, тем хуже сигнал распространяется от одной базовой станции до другой, а значит, как раз и возникают помехи в сотовой связи или полное ее отсутствие. Как правило, устойчивый сигнал сотовой сети присутствует непосредственно на станции, где нет угроз для его линейного распространения.

Само развертывание инфраструктуры сотовой сети в условиях метро – дело нетривиальное. Так, например, оператору МТС для обеспечения связью кольцевой линии потребовалось 40 км только оптического кабеля, а это расстояние от Москвы и до подмосковного Пушкино.  Мы не считаем количества установленных репитеров, трансмиттеров и базовых станций. Очень часто приходится менять и коммуникации, поскольку многие станции, построенные в середине прошлого века, просто не приспособлены для работы современного сетевого оборудования. Из всего этого вытекает, что строительство сотовой сети под землей инженерная задача очень высокого уровня сложности.

Опубликовал Romario

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>