MVNO за рубежом и в России

Сегодня, среди специалистов Телекома, термин MVNO (mobile virtual network operator) пользуется популярностью. Однако до сих пор происходит подмена понятий виртуального оператора сотовой связи и партнера оператора, работающего по агентской схеме.

В общемировой практике к MVNO принято относить операторов сотовой связи, которые предлагают абонентам полный набор мобильных услуг, имеют собственную номерную емкость, но при этом не владеют радиочастотным ресурсом и работают на инфраструктуре MNO – базового мобильного оператора. В России к MNO можно отнести такие компании, как МТС, МегаФон, Билайн, Скай Линк, Tele 2 Россия, СМАРТС.

Система взаимоотношений MVNO и базового оператора (MNO) за рубежом основана на покупке у последнего мобильного трафика. Для базовых операторов это выгодно, поскольку позволяет эффективно заполнить объем радиочастотного канала, а также получить для себя выгоды в долгосрочной перспективе за счет притока абонентов из MVNO. Также MVNO работает с очень нишевыми сегментами, на которые оператору MNO невыгодно тратить свои ресурсы.

Если проще, то MVNO занимается покупкой трафика у сотовых операторов и использует инфраструктуру последних. Это в свою очередь исключает затраты виртуальных операторов на поддержку инженерного оборудования и обслуживания сети, тем самым позволяет им сосредоточиться на разработке тарифов и обслуживании абонентов.

Также, в своей деятельности зарубежные MVNO часто прибегают к услугам компаний-операторов MVNE (mobile virtual network enabler), которые являются посредниками между MVNO и MNO,  занимаясь коммутацией вызовов, предоставляя биллинговую систему и реализуя взаимодействие с базовым оператором. Это позволяет MVNO добиться дополнительной экономии средств и затрачиваемых ресурсов.

Зарубежный опыт MVNO

В 1999 году первыми виртуальными операторами стали Virgin Mobile UK (Великобритания) и скандинавская компания Chess, тем самым было положено начало развитию MVNO. Оператор Virgin Mobile UK был организован на базе MNO One2One (сейчас T-mobile) и уже к 2005 году обслуживал около 5 млн. пользователей. Компания Chess заключила соглашения c MNO Telenor (Норвегия) и Telia (Швеция), предложив абонентам выгодные тарифы по всему скандинавскому региону.

Эти компании занимались только закупкой трафика у национальных базовых операторов, но уже в 2000 году в Норвегии появился первый полноценный MVNO с собственной коммутационной инфраструктурой и кодом мобильной сети (MNC) – Tele2 (Швеция), который заключил соглашения с норвежским оператором Sonofon. Основываясь на этой модели, в будущем, многие базовые операторы стали организовывать MVNO и покупать трафик в странах, где у них не было возможности приобрести лицензию на частоты. В качестве примера можно привести операторов TDC (MVNO Telmore), SwissCom (MVNO Debitel). Так, базовые операторы стали использовать MVNO для выхода на зарубежные рынки.

Вслед за этим начали появляться первые коммерческие проекты MVNO, в том числе и Lebara, который является сегодня крупнейшим международным виртуальным оператором. Основанный в 2001 году выходцами из Индии, он представлен в 8 странах мира – Австралии, Дании, Франции, Германии, Нидерландах, Испании, Швейцарии, Великобритании.

Изначально проект Lebara разрабатывался для мигрантов, которым необходимо было поддерживать связь с родными и близкими по всему миру. Тарифы Lebara являются предоплатными. Звонки очень выгодны и совершаются за минимальную плату. Так, минута разговора с Китаем из Австралии стоит 1 цент, а внутрисетевое общение и вовсе бесплатное. Мобильный Интернет предоставляется также по очень выгодным тарифам. SIM-карты распространяются через специальные киоски, на вокзалах или просто раздаются всем желающим на улице.

Во всех странах присутствия, Lebara заключает соглашения с местными операторами на покупку трафика, имеет собственную систему биллинга и оказания услуг, а также собственную систему коммутации. Компания полностью сосредоточена на разработке выгодных предложений для абонентов, совершенствовании сервисной поддержки, что позволяет ей демонстрировать устойчивый рост на протяжении многих лет.

Российские реалии

Как было сказано выше, полным MVNO может считаться оператор, покупающий трафик у базового оператора (MNO) и использующий его инфраструктуру, но при этом имеющий свою систему коммутации, биллинга и набор собственных услуг. Это позволяет ему избежать значительных капиталовложений в поддержку сети и инженерных сооружений и сосредоточиться на разработке выгодных предложений для абонентов. Причем MVNO может заключать соглашения сразу с несколькими базовыми операторами, работающими на одной территории, что тоже позволяет удешевить стоимость трафика и добиться большего охвата устойчивой связи.

В России, на сегодняшний день, есть коммерческие сотовые операторы, предлагающие услуги своим абонентам под собственным брендом, так же есть и крупный оператор, обслуживающий жителей СНГ и дальнего зарубежья по типу Lebara (7к). Но ни один из них не покупает трафик у MNO, максимум – осуществляют собственную поддержку абонентов. За трафик, коммутацию целиком и полностью отвечает базовый сотовый оператор. Это позволяет говорить о том, что в России нет MVNO-операторов в полном смысле этого слова, есть агенты-партнеры сотовых компаний, которые предлагают услуги под собственным именем, но которые полностью контролируются MNO, действуют на его базе и на принадлежащем ему трафике

Крупные MNO хоть и пытаются организовать предприятия по типу MVNO, но пока это проекты родственных компаний внутри страны. Компания «Мегафон» строит 4G-сеть посредством компании «Скартел», являясь ее акционером, а ОАО «Мобильные ТелеСистемы» объявило о создании MVNO на базе МГТС.

Опубликовал Romario

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>