MNP в России – просто о сложном

Под самый занавес 2013 года, произошло, пожалуй, самое главное событие российского телеком-рынка – вступление в силу закона об отмене «мобильного рабства» или, как это принято в международной терминологии, введении MNP (Mobile number portability). Суть его проста – теперь номер абонента теряет обязательную привязку к определенному сотовому оператору.

Немного об официальном

Напомним, что 26 декабря 2012 года, президентом России В. В. Путиным был подписан закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»» и внесены изменения в статьи 33333 и 33334 налогового кодекса РФ, благодаря которым абоненты сотовых компаний получили возможность сохранения номера при переходе от одного оператора к другому. В законе устанавливается, что платеж при смене оператора с сохранением номера не может превышать 100 рублей. Федеральный закон принят Государственной думой РФ 14 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 19 декабря 2012 года. Изменения вступили в силу с 1 декабря 2013 года.

Также правительство утвердило переходный период для введения MNP в России до 7 апреля 2014 года. Именно до этой даты российскими операторами сотовой связи должен быть отлажен механизм перехода абонентов. Начиная с 8 апреля 2014 года, операторы будут обязаны осуществлять перенос номеров не позднее 8 дней с момента заключения договоров с физлицами и 29 дней с юридическими лицами. При этом, начиная с 1 марта 2014 года, законом устанавливаются санкции за отказ сотовых операторов «отпускать» абонентов.

Проблемные зоны

Казалось бы, с момента подписания Закона «О внесении изменений…» прошло достаточно времени для подготовки к отмене «мобильного рабства», однако о своей готовности MNP заявляют лишь операторы «Большой тройки» – «МТС», «Билайн» и «МегаФон». При этом уточняется, что компании не гарантируют абонентам высокое качество предоставляемых услуг. Если говорить о менее крупных операторах, таких как, например, «СМАРТС» или «МОТИВ», то они предпочитают пока не комментировать ситуацию.

Почему так? Операторы ссылаются на то, что период подготовки нормативно-правовой базы к Закону недопустимо затянулся. Некоторые документы были опубликованы всего за три дня до его вступления в силу. При данной ситуации полностью подготовиться к качественному переносу номеров абонентов – нереально. Кроме того, для корректной работы MNP необходим отработанный механизм переноса номеров, который должны поддерживать не только сотовые операторы, но и другие участники телекома – платежные системы, банки, дилеры.

Нужно добавить, что всё вышеперечисленное происходит в свете предстоящей зимней Олимпиады в г. Сочи, в ходе проведения которой существенно возрастут нагрузки на сотовые сети операторов, в то время как для переноса номеров требуется особенно качественная работа оборудования. И это, по вполне понятным причинам, вызывает озабоченность.

Особенности MNP переходного периода

На сегодняшний день, российские сотовые операторы готовы оказывать услугу MNP при соблюдении следующих условий:

  • перенос номера осуществляется в рамках одного субъекта РФ;
  • переносимый номер должен принадлежать непосредственно абоненту (оператору предоставляется договор или доверенность на право обладания номером);
  • на обслуживаемом тарифе не должно быть задолженностей;
  • номер не должен быть заблокирован, в том числе по решению суда;
  • с момента последнего переноса номера должно пройти не менее 60 дней;
  • за услугу MNP с абонента взимается плата в размере 100 рублей, которая направляется на поддержание базы данных переносимых номеров, разработчиком и оператором которой является ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» (ЦНИИС);
  • наличие официального договора с оператором связи, к которому переходит номер.

При соблюдении этих условий абоненту выдается SIM-карта с «временным номером», который действует вплоть до фактического оказания услуги MNP.

Следует отметить, что в европейской практике услуга переноса номеров осуществляется в течение одного рабочего дня и бесплатно, что обеспечивает ей огромную популярность. Отечественный вариант, действующий в условиях переходного периода внедрения MNP, по прогнозам экспертов, может быть востребованным лишь у 3-5 % от общего количества желающих сменить номер.

Выводы текущего дня

Можно сказать, что введение MNP в существующих реалиях – это эксперимент в масштабах всей страны, причем эксперимент на действующих абонентах. И потому ничто не гарантирует, что данный процесс пройдет безболезненно для самих же пользователей мобильных сетей. Могут быть проблемы с платежами, доступом в мобильный Интернет или переадресацией вызовов. Поэтому, закон заработал, переходный период утвержден, а реальная «обкатка» технологии качественного переноса займет значительно более длительное время, чем до апреля 2014 года.

При этом введение услуги MNP даст новый толчок к развитию конкуренции между операторами сотовой связи в борьбе за каждого клиента. Как показывает общемировая практика, активный отток абонентов (churn rate) происходит лишь первое время, но взамен операторы получают большее количество реально активных абонентов, для которых разрабатываются новые выгодные тарифные планы, внедряются инновационные возможности связи и повышается ее надежность.

Поэтому, несмотря на некоторые трудности с реализацией услуги MNP в переходный период, в итоге от ее введения выиграют как операторы мобильной связи, так и пользователи сотовых сетей.

Опубликовал Romario

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>